Источники шума в автомобиле
Существует множество разных источников шума, каждый из которых производит звук разной частоты.
В салон звук попадает со всех сторон и много раз отражается внутри салона.
Есть два вида шума внутри салона автомобиля:
- Первый – распространяемый по воздуху. Если вы стоите в пробке в городе и опустите стекло, то уровень шума внутри салона увеличится. Изменение уровня шума, в этом случае, произойдёт из-за шума, переносимого по воздуху. Стекло может быть опущено совсем немного, но уровень шума увеличится значительно. Воздушный шум переносится даже сквозь небольшую щель. Другой тип воздушного шума тот, который образуется, отражаясь внутри салона. Если в салоне есть твёрдые поверхности, то звуки будут отражаться от этих поверхностей. Мягкие поверхности (к примеру, велюровая обшивка и ковровое покрытие) будут поглощать шум.
- Второй вид шума – тот, который передаётся через конструкцию кузова, это структурный шум (вибрации). Для понимания, можно привести яркий пример. Если Вы приложите ухо к рельсу, то услышите движение поезда задолго до того, как услышите его через воздух. В этом случае, звук передаётся через металлическую рельсу. В современных автомобилях, структурный шум является более распространённым, чем воздушный. По этой причине, в качестве основы, применяются материалы, которые уменьшают вибрацию кузова.
Если говорить более конкретно, то можно назвать следующие источники шума внутри салона: шум ветра, дорожный шум покрышек, двигателя, вентиляторов, трансмиссии и выхлопной системы, шум при торможении, шум капель дождя по крыше.
Куда в конечном итоге пропадает звук? Когда звуковая волна встречает на своём пути звукопоглощающий материал или барьер, то часть энергии звука растрачивается, а оставшаяся часть отражается и продолжает двигаться в другом направлении, пока не столкнётся с другой преградой. Этот процесс продолжается, пока энергия звука становится не слышной и постепенно рассеивается.
Шумоизоляция дверей, капота, арок и багажника автомобиля
Почему автомобили не выходят с завода с полной шумоизоляцией
Многие автовладельцы задаются вопросом: почему завод-изготовитель не сделал хорошую шумоизоляцию автомобиля изначально? Ведь, если машина нижнего и среднего класса, то шумоизоляционный материал либо совсем отсутствует, либо количество его минимально.
- Главной причиной этого является стремление производителя сэкономить на изолирующих компонентах, так как на каждый элемент шумоизоляции придется потратиться. А если брать в расчет объемы выпускаемой продукции, то денежные расходы автозавода будут большими.
- Второй причиной является нежелание производителя уделять время работам по установке шумоизоляционных материалов. Все операции на конвейере расписаны по минутам, а на оснащение автомобиля качественной шумоизоляцией их потребуется немало.
- Третья причина заключается в лишнем весе (несколько десятков килограммов), который добавляет полная «шумка» к массе автомобиля.
Хотя уже в процессе создания новой модели, на этапе проработки конструктивных характеристик, производители серьезно продумывают вопрос шумоизоляции автомобиля. Для этого осуществляется вычисление оптимальных точек крепления выхлопной системы, подбор подушек двигателя, опор и т. п. Чем больше стоимость автомобиля, тем серьезнее будет борьба с внешними шумовыми раздражителями.
Вследствие стремительной автомобилизации России в начале нового тысячелетия возник большой спрос на шумовиброизоляцию. В середине нулевых в продаже появились современные модели неплохо оснащенных недорогих машин. Однако заводская шумоизоляция в них практически отсутствовала. Соответственно спросу появилось предложение в виде разнообразных аксессуаров и материалов, предназначенных для обеспечения дополнительной шумо- и виброизоляции, сформировавшее отдельную рыночную нишу. Естественно, что это дало толчок развитию индустрии услуг в данной сфере.
Поэтому сегодня шумоизоляционные работы проводятся как частниками, так и официальными дилерами. Некоторые автовладельцы делают это самостоятельно. Стоимость шумоизоляции автомобиля по большей части зависит от непосредственного исполнителя.
Существует два способа установки шумоизоляции автомобиля. Первый подразумевает применение уже готового комплекта, в который входит полный набор необходимых материалов. Кроме того, имеется схема автомобиля с указанием мест, где клеить, и последовательностью работ. В настоящее время таких комплектов в продаже очень мало. Волокиты с ними достаточно, в то время как разница в стоимости по сравнению с работой специалистов небольшая. Тем более, что все будет зависеть от качества проделанных манипуляций.
Достоинства и недостатки шумоизоляции
Кроме значительного снижения уровня шумового загрязнения в салоне автомобиля шумоизоляция автомобиля дает следующие дополнительные преимущества:
- Улучшается качество звучания акустической системы;
- Повышаются теплоизоляционные свойства автомобиля: медленнее остывает на холоде и медленнее нагревается летом;
- Производится дополнительная антикоррозионная обработка.
Следует отметить и негативные стороны шумоизоляции:
- Масса автомобиля может увеличиться до 50 кг;
- При неправильной установке или небрежном монтаже могут появиться дополнительные поскрипывания «сверчки»;
- Со временем может наблюдаться провисание двери;
- Расход топлива увеличивается.
Важно! Технология шумоизоляции предусматривает частичную или полную разборку внутренней обшивки салона. Это довольно трудоемкий процесс и не каждый автомобилист любитель сможет установить назад все элементы «как было», трезво оценивайте свои силы
Варианты шумоизоляции автомобиля
Шумоизоляция машины может быть полной (комплексной) или частичной. В первом случае обработке подвергают все участки кузова, а во втором варианте выполняют обесшумку только наиболее проблемных зон авто.
Работы по полной шумоизоляции машины подразумевают обработку следующих участков:
- двери;
- крыша;
- пол;
- багажный отсек;
- колесные арки;
- капот и подкапотное пространство;
- моторная перегородка;
- приборная панель.
Полная шумоизоляция автомобиля дает максимальный звукоизолирующий эффект – общее снижение уровня шума достигает 70-80%, но это довольно затратное мероприятие. Цена обесшумливания всех элементов кузова может стать непосильной нагрузкой на семейный бюджет. В такой ситуации можно сначала выполнить «шумку» только самых проблемных зон.
Минимальный вариант звукоизоляции авто включает услуги по шумоизоляции:
- дверей;
- колёсных арок.
Если есть финансовая возможность, то стоит дополнительно сделать шумоизоляцию:
- пола;
- багажника;
- крыши.
Даже частичная шумоизоляция снизит уровень шума на 20-50% и сделает поездку в автомобиле более комфортной и менее утомительной. В дальнейшем можно подвергнуть обработке оставшиеся элементы кузова, чтобы добиться полной шумоизоляции салона.
Инструменты для шумоизоляции автомобиля
Для проведения работ по шумоизоляции автомобиля вам понадобятся:
- инструменты для разборки салона*;
- прикаточный валик**;
- тепловой фен, если нужно будет разогревать определенные материалы;
- ножницы и нож для резки материала;
- обезжириватель (растворитель, уайт спирит и тп.);
- ветошь для протирки;
- шпатель для удаления старого клея и заводской шумоизоляции;
*Инструменты для разборки салона. Благодаря материалу, детали интерьера автомобиля при работах по сборке и разборке остаются без царапин, не наносятся повреждения окрашенным, кожаным, хромированным и другим поверхностям.
**Прикаточный валик. Простой инструмент для раскатки материала на поверхности, позволяет избежать пузырей и непроклеенных участков. Не покупайте валики с пластиковым роликом, им хорошо шумку не прикатать, к тому же долго он точно не продержится.
Разновидности шумоизоляционных материалов
Итак, прежде чем делать шумоизоляцию, надо понять какие есть материалы, и что они позволяют получить. Потом разобраться с тем, какая же шумоизоляция окажется лучше для выбранного авто. Различают несколько категорий материалов, что задействуются в ходе создания надёжной шумоизоляции. Если же вас интересует шумоизоляция авто своими руками, какие материалы требуются и что из себя представляют, то более подробно о каждой из категорий речь пойдёт далее.
Виброизоляционные материалы
Эта категория материалов создана для снижения вибраций, образуемых металлическими поверхностями, и они наносятся первым слоем. По своему составу могут представлять битум или мастику нанесённые на фольгированный материал разной твёрдости, толщины. Некоторые из видов этого материала требуют нагрева, но зачастую они самоклеящиеся. Из-за вязкой структуры и происходит погашение вибраций.
Шумоизоляционные материалы
Часто слой шумоизоляционных материалов наносят на слой виброизоляции, также их различают два вида. Зачастую это самоклеящийся материал разработанный на базе пенополиэтилена.
Один вид шумоизолятора имеет высокие теплоизоляционные характеристики, изготавливается из вспененных материалов обладающих закрытоячеистой структурой. У второго вида структура поверхности является волнообразной, пирамидальной, а материалы используются более мягкие.
Этот вариант позволяет более эффективно заполнять пустоты и эффективнее поглощать звуки, чем вариации с плоской поверхностью.
Теплошумоизоляционные материалы
Могут наноситься в качестве второго слоя, но не всегда. С их помощью помимо снижения шумов можно достичь эффекта сохранения тепла. Такая материя устойчива к влаге, что даст возможность избежать образования преждевременной ржавчины.
Антискрипы или уплотнительные материалы
При помощи данных уплотнительных материалов достигается ликвидация массы неприятных звуков, что являются характерными при езде. А на всевозможных стыках они обеспечивают дополнительное уплотнение и надёжно заполняют зазоры. В отличие от прочих материалов, что выпускаются листовым форматом, антискрипы представлены в формате тонких полосок.
Плюсы и минусы конкретных материалов
Итак, то, что эффективная шумоизоляция непременно должна выглядеть в виде многослойного торта, мы уже разобрали. Сейчас предлагаю ознакомиться с материалами, которые по своей неопытности любят использовать по отдельности (бессмысленно), многие наши с вами коллеги.
- Полиэтилен – да, да именно обычный салофан многие продавцы пытаются втюхать неопытным водителям под видом шумоизоляции. Друзья ну какая это шумоизоляция, максимум гидро.
- Поролон – мало того, что крепится он достаточно сложно, так опять же не звукоизоляция это, а утеплитель.
- Сплен – очередной утеплитель, выдаваемый за звукоизолятор, причем довольно дорогой.
- Пенопластовые прокладки под ламинат – не подходят для применения на полу, так как материал подвержен механическим воздействиям, а также имеет низкий уровень влагостойкости.
- Войлок – отличный звукоизолятор со своими недостатками. Так, шумоизоляция автомобиля войлоком возможна лишь в том случае если его запаять в строительный полиэтилен, иначе материал быстро испортится из-за влаги, которая хорошо впитывается, но очень долго испаряется.
Как видим, из всех перечисленных вариантов только последний способен в одиночку справиться с посторонними звуками и то при правильном подходе. Поэтому предлагаю вашему вниманию рецепт приготовления своими руками многослойной шумоизоляции с помощью строительных материалов.
Как клеится шумоизоляция – общие принципы
Проведение шумоизоляции относится к разряду сложных работ. Нужно обладать достаточным уровнем «рукастости», чтобы разобрать салон, качественно вымыть и обезжирить поверхности, сделать выкройки из звукоизоляционных материалов, прикатать…
В среднем обработка одного узла занимает 7 часов.
Проводится работа в несколько этапов. Для начала нужно определиться, куда будет клеиться так называемая «шумка» и для чего (для улучшения акустики или для подавления посторонних звуков). Отталкиваясь от области оклейки и цели шумоизоляции, выбирают подходящий тип и толщину материала.
Этапы:
- Разборка салона.
- Подготовка поверхности: очистка и обезжиривание.
- Наклеивание шумоизоляции: вибропласта, а затем других слоев: шумоизолятора, шумопоглотителя.
- Сборка салона.
Как выглядит бюджетная шумоизоляция личного автомобиля своими руками: подбираем материал
Традиционно виброизоляция реализуется в виде битумных листов, покрытых фольгированным слоем. Звукоизоляция продается рулонами.
Общая информация
На полках магазинов можно найти виброизоляционные материалы различной толщины. И это неспроста: обрабатывать все поверхности листами одного формата просто недопустимо. Под действием многократно увеличившейся массы двери просядут, а опоры багажника перестанут держать его. Слишком толстая «вибра», наклеенная на крышу, в состоянии отслоится через некоторое время.
Автомобильная звукоизоляция также различна по толщине. Она легкая, поэтому в отношении нее справедлива другая закономерность: чересчур толстый сплэн будет препятствовать свободной установке интерьерных деталей.
Конкретно о каждой детали
Планировать закупку виброизолирующих листов следует только после определения спектра обрабатываемых элементов. Разъяснив это для себя, можно приступать к подбору толщины «вибры»:
- потолок – 1,5-2 мм;
- крышка багажника и двери – не более 2 мм;
- колесные арки, пол – не менее 4 мм;
- моторный щит – 3-4 мм.
К сведению. Определяясь с количеством вибродемпфирующего материала, следует иметь в виду: обработке подвергается лишь часть поверхности. Обычно это не более 70-80% площади кузовного элемента. Да и сама деталь должна быть тонкой – на толстые поверхности и ребра жесткости «вибра» не наносится.
Автомобильный звукодемпфирующий материал клеится на 97% площади обрабатываемой детали. 3% остается на вырезы под крепежные отверстия.
Необходимо отметить, что существуют виды бюджетной шумоизоляции для авто в виде строительных аналогов тому же сплэну:
- Изолон.
- Полифом.
- Алюфом.
Заключения экспертов:
- Использовать полифом крайне не рекомендуется ввиду посредственного демпфирования звуковых волн.
- Для обеспечения монтажа строительной изоляции понадобится клей.
- Фольгированный слой способствует сохранению тепла в салоне зимой (эффект термоса).
Толщина «шумки» выбирается исходя из зазора между обшивкой и обрабатываемой деталью. Так для потолка и дверных карт вполне сойдет слой 1,5 см. Пол и моторный щит можно закрыть 0,4…0,6-сантиметровым куском. На колесные арки можно наклеить материал толщиной 1…1,5 см.
Шумоизоляция моторного отсека
Наилучший эффект по снижению шума двигателя достигается, когда шумоизоляция моторного отсека делается как из салона, так и снаружи.
Данный процесс является пожалуй самым сложным по сравнению с работой над другими частями кузова. Главная трудность это разборка панели приборов. Потому что современные автомобили имеют множество электрооборудования, которое находится в районе торпедо. Поэтому процесс снятия и обратной сборки потребует очень большой аккуратности и внимательности. Так же, нужно учитывать, что за один день провести шумоизоляцию двигателя вряд ли удастся.
Со стороны моторного отсека целесообразно использовать виброизоляцию потолще, не лишним будет использовать материал требующий нагрева. Покрывать нужно максимальную площадь, в том числе в самых труднодоступных местах. В качестве шумоизоляции подойдет материал с отражающей поверхностью, для того чтобы предотвращать возможный перегрев.
Со стороны салона толщина материалов выбирается так, что бы приборная панель встала на место.
Если все работы проведены правильно то уровень шума от двигателя в салоне снизится значительно (до 50%). Дополнительно уменьшатся и вибрации, это можно будет почувствовать на руле. К тому же, если при сборке использовать такой материал, как например, моделин и т.п., то можно избавиться от скрипов и надоедливых «сверчков» в торпедо, если такие были.
Основной недостаток- это риск повредить дорогостоящее оборудование. Нередко случается, что после шумоизоляции панели приборов наблюдаются сбои в электронике.
Поэтому перед решением проводить эти работы нужно хорошо все взвесить.
Шумоизоляция пола авто
Шумоизоляция пола автомобиля
Перед началом работ по шумоизоляции автомобиля необходима полная разборка салона.
Для того, чтобы добиться максимального результата, потребуется полная разборка салона, то есть нужно будет снять сиденья, облицовку рычага КПП и «ручника». Желательно снять также панель приборов – для проклейки моторного щита.
Наиболее разумным будет предварительное изготовление картонных шаблонов – с их помощью виброизоляционный материал используется наиболее рационально.
Работы проводить следует в тёплом помещении – иначе материал не приклеится должным образом. Также немаловажно тщательно очистить и обезжирить оклеиваемые поверхности.
Для плотного облегания покрытием деталей потребуется разогревать материал феном и прижимать его к полу, разглаживая валиком, шпателем, в наиболее недоступных местах – руками.
Наилучший результат достигается при двухслойном покрытии – сначала вибропоглощающим, а затем звукоизолирующим материалами.
Шумоизоляция дверей
Если проклеить внутренние поверхности авто только пористыми мате
риалами, то звукопоглощающий эффект будет мизерным.
Двери, несмотря на их небольшую (по сравнению с полом) площадь, наиболее трудно оклеивать ввиду труднодоступности поверхности. Поэтому изготовление шаблонов в этом случае является необходимостью — подгонять материал «по месту» очень неудобно.
Если проклеить внутренние поверхности авто только пористыми материалами, то звукопоглощающий эффект будет мизерным. Гораздо важнее нанесение виброгасящих покрытий.
При прижимании материала к поверхности следует быть осторожным – приложение чрезмерного усилия может вызвать деформацию поверхности. Использование жидкой шумоизоляции в этом случае даст наилучший результат.
Оклеивание обшивок дверей изнутри практически ничего не даст в плане звукоизоляции. Гораздо важнее закрыть проёмы во внутренних поверхностях дверей и оклеить тонким прокладочным покрытием тяги замков, жгуты проводов, зафиксировать колодки электрических разъёмов.
Шумоизоляция капота
Шумоизоляция капота не вполне помогает заглушить шумы силового агрегата. Но она хорошо теплоизолирует мотор в холодное время года. Работы производим с учетом веса материала. Слишком большое утяжеление капота спровоцирует течь амортизаторов. Если имеется заводской шумоизолятор, то звукопоглотитель выбираем с учетом ее толщины. Если же ее нет, то используем самую толстую, 15-миллиметровую «шумку».
- Устанавливаем на все детали между ребрами жесткости битумный виброизолятор, поскольку только такой материал сможет выдержать большие температуры.
- Возвращаем на место заводской шумоизолятор.
- Если его не было, монтируем свою «шумку».
Устанавливать виброизолятор на ребра жесткости не рекомендуется, поскольку это не позволит встать на место заводской «шумке».
Шумоизоляция крыши
В дождь или град все звуки стихии через крышу проникают внуть машины. «Шумка» поможет частично с этим справиться. Если же крышу дополнительно проклеить теплоизолятором, в салоне будет сохраняться комфортный микроклимат.
- Растворителем тщательно удаляем с потолка остатки заводского клея.
- Между ребрами жесткости изготавливаем бумажные трафареты, вырезаем по ним вибродемпфер и монтируем на крышу первым слоем.
- Также по трафаретам вырезаем звукопоглотитель и устанавливаем следующим пластом. Тщательно прикатываем поверхность.
- Поверх звукопоглотителя монтируем теплоизолятор.
- Собираем потолочную обшивку.
При выборе материалов опять же учитываем вес, ведь у автомобиля с тяжелым потолком и центр тяжести выше, а это может ухудшить управляемость.
Звукоизоляция колесных арок и багажника
Когда у вас на очереди шумоизоляция своими руками колесных арок автомобиля, начать следует с ниши заднего колеса. Её лучше обработать шумоизолирующим покрытием по всей площади. При этом также следует обработать подкрылки и пластиковое покрытие багажника, используя противоскрипное средство Bioplast. Подкрылки с шумоизоляцией смогут существенно снизить шум, издаваемый машиной во время езды. Однако самое важное — это колесные арки. Если тщательно их заизолировать, во время езды в салоне не будут слышны удары мелких камушков о металл. А зимой скрежет зимней резины не доставит пассажирам дискомфорта.
Шумоизоляция колесных арок
Как сделать звукоизоляцию на этом участке? Очень просто! Звукоизоляция колесных ниш выполняется в следующей последовательности:
- Снять подкрылки, и отложить в сторону (они, будучи неплохими шумоизоляторами сами по себе, вам еще пригодятся).
- Очистить ниши от грязи и пыли.
- Нанести на внутреннюю поверхность ниши шумоизоляционный материал толстым слоем. Использовать вибропласт «Голд».
- Обработать ниши антигравийным средством – оно позволит убить сразу двух зайцев: защитить салон от шума и защитить поверхность от ржавчины.
Если на вашей машине установлены подкрылки из пластика – их тоже можно покрыть шумоизоляционным материалом. Для этого на внешнюю сторону наносится средство вибропласт «Сильвер», а также бипласт (для обеспечения должного уровня поглощения звуков). После этого деталь помещается на свое место. Если вы все сделаете правильно, удары камней, грязи и мусора о колесные арки больше не будут вам досаждать.
Источники
- https://TrueScooters.ru/tehservis/shumka-dlya-avto-svoimi-rukami.html
- https://rad-star.ru/pressroom/articles/shumoizolyatsiya-avto/
- https://basis-tp.ru/acoustics_for_cars/vybiraem-materialy-dla-sumoizolacii-avtomobila.html
- https://dns-magazin.ru/cifra/deshevaya-shumoizolyaciya-avto.html
- https://doctorbass.ru/blog/shumoizolyacia-avtomobilya/
- https://ProAntiShum.ru/shumoizolyatsiya-tehniki/kak-sdelat-shumoizolyatsiyu-avtomobilya-svoimi-rukami-instruktsiya-poshagovaya
- https://autobryansk.info/shumoizoljacija-avto-iz-podruchnyh-materialov.html
- https://autobann.su/shumoizoljacija-avtomobilja-svoimi-rukami.html
- https://fastmb.ru/autoremont/5163-kak-sdelat-shumoizolyaciyu-avtomobilya-svoimi-rukami.html